Новости
/ В РАНХиГС обсудили трансформацию логистического ландшафта в условиях COVID-19

В РАНХиГС обсудили трансформацию логистического ландшафта в условиях COVID-19

15
июня
2020
В РАНХиГС обсудили трансформацию логистического ландшафта в условиях COVID-19

Дистрибьюторы, ритейлеры и логистические компании выйдут из кризиса, вызванного коронавирусом, не только с потерями, но и с пониманием новых возможностей и перспектив. Как отрасли справлялись с вызовами и угрозами во время пандемии, обсудили участники III Международной студенческой научно-практической конференции «Современные проблемы корпоративного управления: COVID-19 – угроза или возможность. Трансформация логистического ландшафта в условиях глобального локдауна». Экспертная дискуссия прошла на онлайн-площадке высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС.

Опытом работы в критической ситуации поделились представители крупных торговых, дистрибьюторских, логистических компаний и экспертного сообщества. Они рассказали, как их предприятия входили в пандемию COVID-19 и с какими показателями пришли к настоящему моменту. Акцент был сделан на проблемах потребительского рынка и новых подходах к развитию продовольственной безопасности, мерах по развитию инфраструктуры и цепей поставок в посткризисной ситуации. Отдельное внимание уделили развитию транспортно-логистической инфраструктуры, оптово-розничной торговли и сети оптово-распределительных центров как ключевой программы и тренда по развитию доступных каналов обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией и товарами повседневного спроса.

Модератором и спикером первого блока дискуссии выступил генеральный директор компании «Русское агентство складского сервиса и дистрибьюции», к.э.н., доцент кафедры международной коммерции ВШКУ РАНХиГС Леонид Шляпников.

«Мы сегодня находимся в новых условиях – с такой ситуацией мир еще не сталкивался. Это и неопределенность, и риски, и угрозы нового порядка. С ними столкнулись страны и целые индустрии, как на уровне крупных корпораций, так и на уровне среднего, малого бизнеса и каждого домохозяйства. Кризис затронул всех. Что произошло: падение цен на нефть и энергоносители, изоляция и закрытие границ, остановка и закрытие предприятий, безработица, работа в удаленном формате, падение ВВП, замедление и остановка целых секторов экономики. Все это только некоторые последствия, которые принесла пандемия», – отметил спикер.

При этом Леонид Шляпников подчеркнул: логистика и торговля напрямую и гибко реагируют на происходящее в мире. На сегодня, по его мнению, кроме угроз проявились и новые возможности – и участники рынка их уже используют.

Рост транзита, изменение логистики госкомпаний, цифровизация сферы – для всех этих направлений кризис стал драйвером, уверен эксперт. Леонид Шляпников рассказал о новой доктрине продовольственной безопасности, которая позволит с одной стороны создать условия для дальнейшего развития АПК, транспортно-логистической инфраструктуры. Перейти от вопросов самообеспеченности всеми необходимыми продуктами питания и товарами повседневного спроса, с одной стороны. С другой нарастить экспортный потенциал и усилить международную и межрегиональную кооперацию на Евразийском пространстве.

Леонид Шляпников подчеркнул эффект усиления международной конкуренции и чрезвычайной важности обеспечения стабильных поставок продукции АПК, товаров первоочередного спроса, их доступности, качества для обеспечения продовольственной безопасности в условиях COVID-19. Ключом к достижению этих целей является программа по созданию, развитию транспортно-логистической инфраструктуры и сети оптово-распределительных центров (ОРЦ). В первую очередь трансграничных ОРЦ, проекты которых уже реализуются Русским Агентством Складского Сервиса и Дистрибьюции во Владивостоке (ОРЦ «Приморье»), на границе РФ и Азербайджана (ФудСити Агропарк), на границе с Казахстаном (ТАЛП «Уфимский»). Ведется работа еще с 6 новыми проектами ОРЦ в трансграничных зонах на Северо-Западе, в Сибири и Поволжье, на Урале и Юге страны.

Шляпников анонсировал запуск цикла академических программ и курсов повышения квалификации Агрологистика на базе ВШКУ РАНХиГС и ведущей испанской школы агробизнеса San Telmo. Первые программы намечены к проведению в Москве при поддержке Евразийского Делового Союза уже в июле-августе 2020 года.

Тему кризиса как драйвера для экономики в поспандемический период поддержали и остальные участники дискуссии. Партнер ВШКУ по новой программе повышения квалификации «Агрологистика», управляющий директор бизнес-школы San Telmo и региональный директор IESE Хайме Фалько убежден: мир столкнулся с тем самым «черным лебедем», о котором писал философ Нассим Талеб. Страны оказались в состоянии неизвестности, а экономический ущерб от пандемии трудно просчитать даже спустя полгода после ее начала. И тем не менее на этом фоне явно проявились отрасли, которые получили развитие – например, интернет-услуги, онлайн-ритейл и другие цифровые направления.

Своими аниткризисными кейсами с участниками конференции поделились также руководители крупнейших логистических операторов, дистрибьюторов и ритейлеров. По словам директора по проектам коммерческой дирекции по товару АШАН Россия Сергея Хрущева, пандемия спровоцировала рост онлайн-покупок и развитие магазинов у дома. При этом отмечался спад офлайн-оборота и в частности продаж в гипермаркетах. По его словам, компании уже сделали выводы по итогам кризиса и оперативно перестроились под новые необходимости.

«Для нас кризис стал катализатором развития электронного канала продаж. Ранее мы развивали свой сайт, и он был посвящен продажам непродовольственных товаров. Кризис ускорил развитие организации поставок продовольственных товаров через e-commerce. Здесь мы начали сотрудничать с основными операторами e-commerce и увеличили в десятки раз количество товаров, которые мы продаем с помощью электронной коммерции», - рассказал представитель компании «Ашан».

Участники конференции отметили: кризис спровоцировал смещение акцентов для бизнеса, и бизнес должен подстраиваться и в итоге развиваться.

По словам генерального директора ООО «Интеллектуальные транспортные технологии» Александра Борейко, который также стал спикером конференции, акценты смещаются и в глобальном понимании.

«Сейчас нужно выделить противостояние США и Китая. Это глобальный тренд, который будет сказываться на экономике в целом. Это продолжение и даже усиление китайской инициативы формирования экономического пояса «шелкового пути». Россия в данном случае выступает не только как транзитная страна – мы должны воспользоваться теми преимуществами в формировании цепочек поставок в том числе и для внутреннего рынка, которые открывает эта инициатива», – заключил эксперт.

Локальными кейсами с участниками конференции поделился руководитель Управления логистики и закупок пивобезалкогольной продукции торговой компании МЕГАПОЛИС Андрей Карпенко. По его мнению, и в кризис, и в обычной ситуации всегда хорошо работают понятные и прозрачные конструкции – в пример привел компанию, в которой работает сам.

«Наш бизнес большой многоканальный, международный. При том он выстроен просто и понятно: филиальная сеть в регионах, возможность на местах принимать быстрые решения, которые в форс-мажорных условиях позволят стабилизировать ситуацию», – отметил спикер.

Также он напомнил: эффективно работать компании позволяют хорошо замотивированные сотрудники. Это существенная часть продуктивного развития.

«Чтобы управление персоналом давало нужные результаты, персонал должен иметь мотивацию, в том числе и финансовую», – подчеркнул эксперт.

Своим видением ситуации в условиях COVID-19 поделился директор департамента интегрированных логистических решений по кластеру Россия + СНГ в ООО «Кюне+Нагель» Дмитрий Найденов. По его мнению, к такому кризису, как нынешний, подготовиться нельзя, но можно предусмотреть варианты поведения в тех или иных обстоятельствах.

«Современные цепочки поставок должны обладать такими свойствами, чтобы отвечать на вызовы. Нынешний вызов один из самых серьезных. Мы видели, как страны, в которых мы управляли производственными цепочками, схлопывалась одна за другой. Учитывая уровень неопределенности, было интересно за всем этим наблюдать и участвовать в принятии решений. Мы перенимали опыт. Мы видели, например, что происходит в Италии, тут же прогнозировали, как будет у нас и перестраивались», – рассказал спикер.

Владислав Бреусов, руководитель департамента товародвижения ТС «Виктория», также поделился опытом наблюдений в кризисной ситуации. Привел частные примеры, на которых можно делать общие выводы:

Был такой показательный момент в период пандемии: в кратковременный период значительно вырос спрос на чеснок, имбирь и лимон. И выяснилось, что чуть ли не 90% чеснока завозится из-за рубежа. Для нас и для местных производителей это сигнал. Мы должны предоставить клиенту гораздо более справедливое распределение международных и локальных поставок», – считает эксперт.

О том, как изменилась повестка научных исследований в условиях кризиса и какие тренды международного образования появились в условиях COVID-19, рассказала директор Центра Лондонских программ в РАНХиГС Ирина Нечаева. Она отметила, что сейчас задача научного сообщества – кристаллизовать новый опыт, полученный в результате кризиса, и включить его в образовательную парадигму.

«Кризис с точки зрения науки – благодатная почва для исследований, наблюдений, размышлений. А с точки зрения образования – это возможность «вшить» новый опыт в программы. Что мы и сделали», – отметила спикер.

«В результате консультаций с компаниями по их оценке прохождения кризиса и стратегических потребностей отрасли к эффективным специалистам, мы внесли дополнения и усиления: data science для прогнозирования; кризис менеджмент; использование Европейского хаба цифровой экономики и логистических систем для интенсивных тренировок по решению реальных задач и кейсов компаний, чтобы нарабатывать опыт и развивать критическое мышление, что должно повысить устойчивость и эффективность при принятии решений в условиях неопределенности и стресса».

Ирина Нечаева рассказала о программе параллельных дипломов MSc Supply Chain Management and Global Logistics, которую реализует Президентская академия совместно с Лондонским университетом . Отметила, что это бизнес-образование позволяет специалистам свободно ориентироваться в международном секторе, оперативно и адекватно реагировать на вызовы и извлекать пользу из самых нестандартных ситуаций. Это обеспечивается в том числе и междисциплинарностью и практикоориентированностью программы. Программа состоит из 12 модулей. Ее можно брать короткими программами по 4 модуля в качестве программ повышения квалификации.

«Образование без практики не работает – это набор бесполезных знаний. Та же история и с опытом, не подкрепленным знаниями – бессистемный набор навыков, который тормозит достижение успеха», – подчеркнула директор Центра Лондонских программ в РАНХиГС.

«Этот практический опыт, будут передавать тьюторы программы, которые являются бизнес практиками и в процессе обучения смогут подготовить студентов на основе материалов из реального бизнеса через бизнес кейсы, проектную работу, решение практических задач, что очень важно.»

К участию во втором блоке конференции, модератором которого выступила директор программ бакалавриата ВШКУ, академический директор программы MSc Supply Chain Management and Global Logistics Светлана Хмельницкая , пригласили студентов университетов и институтов, обучающихся по профильным программам бакалавриата и магистратуры, аспирантов и преподавателей. Спикеры выступили с сообщениями и презентациями на тематических секциях конференции, а по их итогам получили сертификаты и приглашение от декана факультета , д.э.н, профессора, заслуженного экономиста РФ Сергея Календжяна, продолжить научно-исследовательскую работу на базе Европейского центра (хаба) цифровой экономики и логистических систем.





<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Приемная комиссия
185002, Республика Карелия, г.Петрозаводск,
ул. Чапаева, д. 6 А, каб. 307
Телефон: +7 8142 33-05-45
E-mail: fedorikhina-on@ranepa.ru

Отделение высшего образования
185002, Республика Карелия, г.Петрозаводск,
ул. Чапаева, д. 6 А, каб. 103
Телефон: +7 8142 33-13-19
E-mail: rakova-e@ranepa.ru
Центр дополнительного образования
185002, Республика Карелия, г.Петрозаводск,
ул. Чапаева, д. 6 А, каб. 203
Телефон: +7 8142 33-06-08
E-mail: artemeva-ov@ranepa.ru
Пресс-служба
185002, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Чапаева, д. 6 А, каб. 103
Телефон: +7 8142 72-20-32
E-mail: panova-oi@ranepa.ru
Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Кафедры

Президентская академия – национальная школа управления