Новости
/ Каким представляют будущее международного высшего образования эксперты

Каким представляют будущее международного высшего образования эксперты

04
июня
2020
Каким представляют будущее международного высшего образования эксперты

2 июня в РАНХиГС состоялась вторая встреча из серии экспертных онлайн-диалогов «Интернационализация высшего образования», посвященных развитию международного высшего образования. В первом онлайн-диалоге приняли участие ректор РАНХиГС Владимир Мау и эксперты международного образования Филип Альтбах, директор-основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, и Ханс де Вит, возглавляющий Центр в настоящее время. Продолжением дискуссии стала новая онлайн-встреча с участием ректора РАНХиГС Владимира Мау, руководителя Европейской ассоциации международного образования Сабин Пендаль (EAIE) и генерального секретаря Международной ассоциации университетов Илигье ван’т Ланд (IAU). Модерировала встречу, которая собрала около ста участников, директор по развитию международного образования и сотрудничестве РАНХиГС Лариса Тарадина.

Каким путем пойдет международное высшее образование и сотрудничество между университетами и учеными разных стран, как сохранить и развить достигнутый уровень интернационализации, сотрудничества и просто общения в пост-пандемический период – вот главные темы, которые были затронуты во время обсуждения.

                        

Новые нормы международного общения

Владимир Мау отметил, что «Сейчас все пытаются предугадать, что случится в ближайшем будущем, заглянуть за горизонт… Виртуальная онлайн-система вносит весомый вклад в общение. Важным событием в течение прошлых нескольких месяцев был практически мгновенный переход на онлайн-общение и на онлайн-обучение». Он обратил внимание на важный психологический сдвиг в культуре и этике международных отношений в сфере сотрудничества, подчеркнув, что онлайн участие международных лекторов в конференциях и обучении становится нормой как для профессоров, так и студентов.

Сабин Пендаль, руководитель Европейской ассоциации международного образования, также подчеркнула неожиданный положительный результат пандемии: ситуация форс-мажора показала готовность к переключению на онлайн-образование буквально с первого дня новой реальности. Она заметила: «Каждому из нас пришлось решать эту ситуацию, и это было непросто из-за разницы поколений: большинство наших преподавателей в университетах, профессоров, исследователей не привычны к цифровой среде. И вот у нас есть две группы людей: молодежь, готовая познавать новое, и знающая как работать с техникой, и другое поколение, которое сталкивается с некоторыми трудностями. Таким образом, в интернационализации появились новые аспекты и смешанная мобильность. Термин «смешанная мобильность сейчас часто используется, его также можно встретить в документах Европейской комиссии. Мы прыгнули в холодную воду, но живая мобильность, я уверена, будет еще более важна, чем раньше».

Илигье ван’т Ланд, генеральный секретарь Международной ассоциации университетов поддержала и развила мысли коллеги. Она сказала: «Программы Erasmus Mundus, Горизонт 2020 или другие европейские программы подчеркивали необходимость повышения мобильности. Европейские университетские проекты во многом вращаются вокруг динамики мобильности. Мы никогда не отдавали предпочтение онлайн мобильности или онлайн интернационализации. Теперь мы видим, что они могут быть шансом для всех тех, у кого нет возможности ездить, у кого нет доступа к схемам мобильности и финансовых возможностей и желания перемещаться. Снаружи существует целый мир, который может быть исследован гораздо глубже. Мы стремимся понять мир, в котором мы живем, попробовать и найти лучшее образование, содержание, исследовательские методы, которые позволят интегрировать разные международные точки зрения».

                            

Чтобы студенты не спали онлайн

Работа международных ассоциаций образования и университетов во многом направлена именно на то, чтобы собрать и представить различные образовательные методы и подходы учебных заведений всего мира и сделать их доступными для всех работающих в этой области. IAU (International Association of Universities - Международная ассоциация университетов) была создана 70 лет назад, EAIE (European Association for International Education - Европейская ассоциация международного образования) – 30 лет назад. В ассоциации входят представители высших учебных заведений и экспертов в образовании из более чем 140 стран. Деятельность ассоциаций весной 2020-го года была оперативно «перенастроена» на изучение ситуации в высшем образовании и поиски оптимальных решений выхода из кризисной ситуации. Для этого проводятся опросы, мониторинги и постоянные вебинары. Как заметила Илигье ван’т Ланд, «Мы должны максимизировать возможности, которые нам предоставлены, чтобы открывать что-то новое».

Сабин Пендаль обратила внимание на точку зрения экспертов-практиков из EAIE, отмечающих следующий важный аспект. «Провести лекцию онлайн – это как просто поговорить. А провести целый курс онлайн означает, что преподавателям и профессорам придется заново переосмыслить их методологию и использовать другие средства. Важно, чтобы студенты, внимание которых в аудитории в нормальном режиме держать довольно трудно, не засыпали онлайн!»

Владимир Мау поддержал коллегу, заметив: «Вы абсолютно правы в том, что переход на онлайн не предполагает, что лекции будут проводиться в таком же ключе, как и обычно.

Конечно, понадобится новая методология, конечно, нам придется понять, как совмещать онлайн и дистанционные курсы. Под «онлайн» я подразумеваю Международные открытые онлайн-курсы. Насколько студенты должны будут осваивать индивидуальную онлайн-программу и насколько такое образование будет дистанционным, учитывая онлайн-коммуникацию с профессорами? Мы все еще экспериментируем».

Илигье ван`т Ланд развила эту тему. Она сказала: «Нет универсального подхода, который подошел бы для всех дисциплин, университетов или стран. Я думаю, что множество контекстных факторов будут определять форму образования, которая будет принята в будущем. Также, на мой взгляд, есть большая разница между развитием нынешнего кризиса и простым переходом обучения в онлайн, что также называют «кризисной формой образования».

                            

Выйти из башни из слоновой кости

Участники дискуссии сошлись в том, что определенные дисциплины в меньшей степени приспособлены к формату дистанционного преподавания и изучения, а ориентированы больше на практику. Единодушны они были и в том, что сложно заменить культурный и жизненный опыт при обучении в другой стране и «живом» общении с преподавателем в аудитории. В решении этих и других возникающих в сфере международного высшего образования вопросов важную роль могут и должны сыграть университеты, которые всегда были центром научной мысли.

Как заметила Сабин Пендаль, «роль университетов всегда заключалась в поиске решений для вызовов по всему миру. Иногда группы, которые это затрагивает, могут быть очень маленькими, но в этой ситуации с пандемией затронуты все мы. Мы видим, что люди связаны, общества связаны, проводятся исследования, не только исследовательскими институтами, но и университетами. В этом очень много силы. И я вижу в этом шанс для университетов выбраться из своей «башни из слоновой кости» и сделать что-то действительно полезное. Сейчас мы можем доказать полезность того, что мы делаем, мы можем показать, что мы – важны. Потому что это наше общее дело».

 

 




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Приемная комиссия
185002, Республика Карелия, г.Петрозаводск,
ул. Чапаева, д. 6 А, каб. 307
Телефон: +7 8142 33-05-45
E-mail: fedorikhina-on@ranepa.ru

Отделение высшего образования
185002, Республика Карелия, г.Петрозаводск,
ул. Чапаева, д. 6 А, каб. 103
Телефон: +7 8142 33-13-19
E-mail: rakova-e@ranepa.ru
Центр дополнительного образования
185002, Республика Карелия, г.Петрозаводск,
ул. Чапаева, д. 6 А, каб. 203
Телефон: +7 8142 33-06-08
E-mail: artemeva-ov@ranepa.ru
Пресс-служба
185002, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Чапаева, д. 6 А, каб. 103
Телефон: +7 8142 72-20-32
E-mail: panova-oi@ranepa.ru
Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Кафедры

Президентская академия – национальная школа управления