Версия для слабовидящих
Карельский филиал

В РАНХИГС СОСТОЯЛСЯ КРУГЛЫЙ СТОЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

21 апреля 2016

21-04-2016-z1_e9a70043176c0381c4c4f7e4aa498d37.jpg

В Президентской академии провели круглый стол «Эффективное учебное занятие. Проектирование. Организация. Экспертиза (Управление эффективностью от педагога до руководителя)». Организатор мероприятия – Центр развития образовательных систем (ЦРОС) ИОН РАНХиГС.

Круглый стол был посвящен механизмам повышения эффективности образовательного процесса и созданию сетевого взаимодействия для решения данной проблемы. Непосредственное участие в мероприятии приняли выпускники Президентских программ подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры, а также программ Центра развития образовательных систем ИОН РАНХиГС по направлению «Управление в сфере образования».

В начале мероприятия выступила директор Центра развития образовательных систем РАНХиГС, руководитель Президентских программ подготовки управленческих кадров в сфере образования, к. п. н. Наталья Штурбина. Она обозначила ключевые направления обсуждения: концептуальные основы эффективности учебного занятия и образовательного процесса в целом. Заместитель директора Центра развития образовательных систем, д. т. н., доцент И. П. Башкатов рассмотрел особенности обеспечения эффективности образовательного процесса. В докладе были выделены принципы повышения эффективности деятельности образовательных организаций. Эксперт подчеркнул, что в современных условиях необходимо усиление сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса при решении общих вопросов. Был затронут вопрос педагогических методик и техник повышения эффективности учебного занятия.

Старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Е. В. Ковалев представил доклад на тему:«Эффективность образовательного процесса в рамках внедрения профстандарта педагога». Эксперт проанализировал соотношение требований профстандарта и повышение эффективности учебного занятия. «В настоящее время изменяется взгляд на роль учителя, который становится в новых условиях больше менеджером учебного занятия», – уточнил спикер. Участники дискуссии сошлись во мнении, что современная система образования требует новых подходов (в том числе менеджерских, управленческих) к проведению и оценке самого учебного занятия, роли педагога и оценке результатов образовательного процесса.

Вторая часть круглого стола была посвящена обсуждению конкретного практического опыта в управлении повышением эффективности учебного занятия и образовательного процесса в целом. Своим опытом поделились педагоги ГБОУ Школа № 1212 г. Москвы и руководители образовательных организаций г. Ростова-на-Дону, реализующие проект «Профессиональное развитие педагогов через внедрение единых требований к управленческой модели урока». Проект был разработан на Президентской программе и реализуется в Ростове-на-Дону уже 4 года.

21 04 2016 stol2В докладах педагогов ГБОУ Школа № 1212 г. Москвы С. В. Суворова, О. В. Мурашовой, И. Е. Маркиной, которые обучаются по программам повышения квалификации ЦРОС РАНХиГС, был озвучен опыт начала реализации программы по повышению эффективности учебного занятия. Спикеры обратили внимание на значение структуры учебного занятия, наполненной конкретным содержанием. Это важно при применении различных форм учебного занятия.

Профессор Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Елена Яхонтова рассказала о современных подходах к оценке персонала. Необходимы объективные критерии, систематичность оценки эффективности персонала и его потенциала в контексте долгосрочных целей образовательной организации, отмечает спикер.

Презентации одной из методик оценки персонала в бизнесе и образовании было посвящено выступление управляющего партнера Группы компаний ATG-CNT Consult Шавкатжона Каххарова. Тема его доклада:«Оценка результативности обучения – чему бизнес и школа могут поучиться друг у друга?». В компании разработали методику, которая позволяет проводить исследования потенциала развития различных групп персонала и руководящего состава образовательных организаций (школа, профессиональный колледж, комплекс), а также потенциала кадрового состава (педагогов) в образовательных организациях и профессиональной направленности школьников. Большой интерес руководителей школ вызвала возможность применения данных методик в образовательных комплексах.

Во время проведения круглого стола докладчики и участники дискуссии определили концептуальные основы термина «эффективное учебное занятие», отметили тенденции в понимании содержания его проектирования и организации. Они проанализировали опыт в управлении повышением эффективности учебного занятия, образовательного процесса, как на уровне педагога, так и на уровне руководства образовательной организации в целом. Спикеры провели анализ практических методов оценки результативности и эффективности деятельности педагогов и руководителей – в контексте повышения качества учебного занятия и образовательного процесса в целом.

Подводя итоги круглого стола, участники отметили его практическую направленность. Все теоретические утверждения сопровождались подтверждающими примерами. Собравшимся продемонстрировали практические инструменты для использования и реализации. Был сделан вывод о необходимости формирования сети пилотных площадок по системному внедрению эффективных систем оценок результативности и эффективности образовательного процесса. Методическое сопровождение обеспечит Центр развития образовательных систем ИОН РАНХиГС.

21 04 2016 stol3Также на конференции был сформулирован проект создания системы сетевого взаимодействия выпускников Президентских программ. Проект будет рассмотрен среди всех выпускников Президентских программ по направлению «Управление в сфере образования» РАНХиГС. Кроме этого, были определены уровни сетевого взаимодействия в рамках международной проектно-экспертной сетевой лаборатории «Управление развитием образовательных систем» для выпускников Президентских и других программ РАНХиГС.

Мероприятия по обсуждению опыта реализации проектов, направленных на развитие системы образования, ЦРОС проводит регулярно с 2011 г. В 2015 г. была организована первая международная научно-практическая конференция пролонгированного действия «Управление развитием образовательных систем», где Центром была предложена инициатива создания международной проектно-экспертной сетевой лаборатории «Управление развитием образовательных систем», которая была поддержана участниками конференции. Круглый стол стал одним из этапов подготовки очередной конференции 2016 г. (23–24 сентября) в рамках деятельности лаборатории – «Результативность и эффективность образования: системы показателей и способы оценки».